Открытый урок по русскому языку


14.10.2020, 13:44

Раздел:  Кем я хочу стать, когда вырасту

 

Школа:

 

Дата: «____»____________20___г.

 

ФИО учителя:

 

 

Класс: 5 "____" класс.

Количество присутствующих:

                        отсутствующих:   

 

Урок    41-42                                         Тема: «Чем пахнут ремёсла»

 

Цели обучения:

 

5.1.4.1- определять основную мысль текста на основе вопросов;

 

5.1.5.1- прогнозировать содержание текста по ключевым словам.

 

5.2.1.1- владеть словарным запасом, включающим синонимы;

 

5.2.3.1- соблюдать орфоэпические нормы;

 

5.2.4.1- создавать высказывание (описание, повествование) на основе рисунков.

 

5.3.3.1- формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

 

5.3.6.1- анализировать содержание небольших произведений фольклора и литературы, определяя тему и основную идею.

 

5.4.1.1 - создавать тексты, используя элементы разговорного и художественного стилей

 

5.5.1.2 - использовать существительные и прилагательные, правильно согласовывая по роду, числу и падежу.

 

Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

 

понимают содержание художественного текста;

правильно употреблять существительные с прилагательными;

передавать события, соблюдая последовательность;

использовать существительные, правильно согласовывая их по роду, числу и падежу

создать тематическую группу слов по теме «Профессия»

 поговорить о первых профессиях, о современных профессиях,

о профессиях любимых героев

 

Большинство учащихся смогут:

 

определять тему, сформулировать основную мысль текста;

согласовывать имена прилагательные с именами существительными в единственном числе;

составлять предложения, используя  предложенные  слова;

высказывать простые оценочные суждения;

образовывать падежные формы существительных; – различать постоянные и непостоянные признаки существительных

правильно писать о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных

 

Некоторые учащиеся смогут:

составлять презентационный материал по теме;

представлять информацию в виде рисунков;

 

Языковая цель

Полиязычие: ремесло – профессия, занятие; сдоба – сладкая выпечка; стружка – кусочки дерева, срезанные  ножом; мускатный орех – специя, применяемая в кулинарии; лодырь – лентяй

Основные термины и словосочетания: Фонендоскоп, профессии 

 

Цель урока:

Учить распознавать самостоятельные и служебные части речи

 

Привитие ценностей

воспитание любви к русскому языку

 

Межпредметные  связи

Взаимосвязь с предметами: русская литература, казахский язык

 

Навыки использования ИКТ

Использование интерактивной доски

 

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Начало урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание учителя

«Светофор»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вызов

 

I. Организационный момент.

Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

 

Проверка домашнего задания./Эссе на тему: кем я хочу быть? Выразительное чтение стихотворения/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний. Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? Определите, люди каких профессий пользуются этими предметами. А вы знаете, что у каждой профессии есть еще и свой запах..

По ключевым словам определите о чем может пойти речь?

Булочная;                      маляр;

стекольщик;                  шофёр;

рабочий;                        кондитер;

доктор;                          рыбак.

 

Прогнозирование учащимися темы урока.

 

Цели урока:

 

А3. Понимание содержания художественных произведений

 

Г1. Соблюдение орфоэпических норм

 

Ч4. Владение разными видами чтения (ознакомительное, комментированное)  

 

П1. Соблюдение орфографичеких норм

 

 

Физминутка

 

Ресурсы

Учебник. Часть 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дескрипторы

- Четко видно личное

 мнение автора и его

отношение к теме

Дескрипторы:

- Правильная постановка

 логического ударения 
- Соблюдение пауз
- Правильный выбор темпа 
-  Соблюдение нужной

интонации                                        https://www.youtube.com/watch?v=R0Lx3NHAs9o.

 

 

 

Осмысление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесное самооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание

Лестница успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание

«Смайлики»

 

 

 

 

 

III. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Чем пахнут ремёсла?». А написал его известный итальянский писатель Джанни Родари.

Краткие сведения о писателе.

Джанни Родари жил в Италии. Родился в бедной семье. Папа работал булочником, мама – служанкой. Они рано умерли. Джанни Родари остался сиротой. Он много работал у богатых людей. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения. Позже Джанни Родари стал писать свои собственные истории. Так появились известные книги. В своих книгах он утверждает одно: достоин уважения только тот человек, который трудится.

  1. Работа с текстом.
  2.  Первичное восприятие текста. Чтение учителя.

Вторичное восприятие. Чтение учеников с показом презентации с картинками и текстом произведения.

- А теперь будем читать это стихотворение и уясним, как же автор относится к людям разных профессий и какой запах он относит к каждой из них.

- Чем же пахнет в булочной? Почему? Как вы понимаете слово “сдоба”?

- Что же можно сказать о запахе в столярной мастерской? - Найдите и прочитайте отрывки, в которых говорится о маляре, стекольщике, шофере и рабочем. Объясните слова “скипидар” и “блуза” /если дети затрудняются, им помогает учитель/

- Давайте посмотрим, о каких ремеслах автор говорит дальше и чем они пахнут?

Словарная работа:

Ремесло – профессия, занятие

Стружки – кусочки дерева, срезанные ножом

Стекольщик – рабочий, выполняющий стекольные работы

Замазка – мягкий, постепенно засыхающий состав для заделывания щелей.

Мускатный орех – специя, применяемая в кулинарии

 Сдоба – изделие из сдобного теста

 Скипидар – сладкая выпечка

Стратегия «Внутренний и внеш­ний круг»

Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Вывод: Что бы вы не делали, помните труд  - украшает человека, а лень –портит . Достоин уважения только тот человек, который трудится.

 

Ознакомление уч-ся с теоретическими сведениями из учебника об одушевлённых и  неодушевлённых именах существительных.

- Найдите в тексте имена существительные. Вспомните, что обозначает имя существительное? Почему у существительного 2 вопроса КТО? и  ЧТО?

Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного.

Теоретическая часть

Парная  разноуровневая работа

Распределительный диктант

1 уровень – упр.277

Подберите к  данным нарицательным существительным собственные имена существительные и составьте предложения.

 

2 уровень – упр. 278

Вещь

 

Живое сущ-во 

Понятие

 

Явл.

прир.

Состоя-ние

Явление природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 уровень – упр. 279

Собственные

имена существит.

Нарицательные

имена существит.

 

 

 

 

 

Одушевленные

имена существит.

Неодушевленные

имена существит.

 

 

 

 

 

Вывод: что обозначает имя существительное?

 

IV. Закрепление изученного материала. Выполнение тренировочных упражнений.

 

Работа в группах

1 группа ВЫБЕРИ МЕНЯ!

Напишите отгадки загадок о профессии. Чтобы их отгадать, вам нужно правильно подобрать рифму.

1.В море коварном товаров и цен
Бизнес – корабль ведет … (бизнесмен)

2.От вирусов злобных компьютер наш чист :
Программы и файлы спас … (программист)

3. У слона иль мышек жар –
Их спасает … (ветеринар)

4.Мне поставила вчера
Два укола … (медсестра)

5.Лоботрясов укротитель,
В школе учит нас … (учитель)

6.Как воздушная принцесса
В форме летней … (стюардесса)

7.Герои легендарные
В огонь идут … (пожарные)

8.Письма в дом приносит он,
Долгожданный … (почтальон)

 

2 группа

Расположить предложения так, чтобы получился текст. 

 

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.

 Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!"

Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам".

 А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Собор – храм, главная церковь города.

Обтесать - сделать ровным по всей поверхности.

 

Работа с текстом

 

Простой вопрос. - Что такое «ПРИТЧА»  (Притча — короткий назидательный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение)

Объясняющий вопрос. -Скажите, пожалуйста, почему эта история называется притчей? ( Эта история учит, что нужно с любовью относиться к тому, что ты делаешь. Задумываешься о том, что ты оставишь после себя...)

Оценочный вопрос. - Как вы думаете, есть ли в тексте слова, словосочетания, которые позволяют нам понять, как каждый из строителей относится к тому, что делает?

(Сочетание “проклятые” к существительному “камни” подтверждает, что ничего, кроме озлобленности, работа у этого человека не вызывает.

Уточняющий вопрос. Можно ли сказать. что второй рабочий хороший человек? (Мне кажется, что это хороший человек, который очень любит свою семью, заботится о жене и семье)

Творческий вопрос. Кому из них работа приносит счастья?

-Третий строитель  работает с удовольствием, он трудится на совесть. По-моему, он осознаёт, что дело, которое он делает, – на века. Он гордится этим. А широкая улыбка говорит о его душевной чистоте )

Практические вопросы. - Как бы вы ответили на их месте на вопрос “Что вы делаете?”

Вывод: труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дескрипторы

-отвечает на вопросы по

 тексту;

- правильно задает вопросы;

-соблюдает речевые нормы.

Физкультурная минутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

Дескрипторы

- различают одушевленные

 и неодушевленные им. сущ.

- различают собств. и нариц.

имена сущ.

-правильно определяют

значения сущ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дескрипторы:

- умеют правильно

 отгадывать загадки

- правильно подбирают

 рифмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дескрипторы

- полный и правильный

ответ;

- понимает значения слов;

- правильно произносит слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-умеют работать с текстом;

- делают правильные выводы;

- знают структуру текста.

Конец урока

Прием «Да, нет, не знаю»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

Анализ, оценка и интепретация полученной информации                  

  1. Имя сущ. – часть речи., которая обозначает признак предмета.
  2. Имена сущ. бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
  3. Тесто, доска, лекарство – неодушевленные сущ..
  4. Маляр, стекольщик, рыбак – неодушевленные сущ.
  5. Караганды, Арман, Алатау – имена собственные.
  6. Доброта, дружба, дерево, друг –имена собственные.

 

 

 

Анкета

 

На уроке я работал(а)

Активно / пассивно

Своей работой я

Доволен / не доволен

Урок для меня

Интересный / не интересный

За урок я

Устал(а) / не устал(а)

Мое настроение

Стало лусше / хуже

Тему урока я

Понял(а) / не понял(а)

Домашнее задание мне кажется

Легким / трудным

         

 

VIII. Домашнее задание.

 Стихотворение Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?» выучить наизусть. Написать пословицы о труде.

- умеют объяснить и правильно применить правило

- отстаивают свою точку зрения

Учебник. Часть 1.

 

 

 

 

 

 

Физкультурная минутка.

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.