Положение женщины в золотоордынской цивилизации


16.05.2021, 13:29

Женщина играла особую роль в Золотой Орде. В данной статье мы постараемся рассмотреть положение женщины, её права. Для того, чтобы рассматривать положение женщины в культуре Золотой Орды, нужно рассмотреть общественное устройство Золотой Орды. Общество в государстве делилось на два больших сословия: господствующий класс и феодальное зависимое население.

Верхушку господствующего класса составлял хан, царевичи (потомки хана), беки, нойоны, тарханы и нукеры. Ханы, его потомки в лице царевичей составляли правящую элиту государства. Обладателями престола могли стать только потомки Джучи. Большую группу бюрократического аппарата Золотой Орды составляли нойоны и беки – самые крупные феодалы, получавшие дань от своей зависимой территории. Зависимое население состояло из карачу – кочевников скотоводов, земледельцев и жителей городов. Отношение к женщине в Золотой Орде среди разных слоёв общества дифференциировалось по-разному.

Какое было отношение к женщине в правящей верхушке? Яркий тому пример история ханшы Тайдулы – жена хана Узбека. Она являлась любимой женой хана Узбека и матерью хана Жанибека. После смерти Узбек хана в 1341 году, власть перешла к её сыну Жанибеку. По разным версиям фактическая власть при Жанибек хане (1342-1357) и Бердибек хане (1357-1359)  была сосредоточена в руках матери Жанибека и бабушки Бердибека Тайдулы. Она участвовала в управлении государственными делами. Особенно характерно проигрывается её политика в отношении церкви. Собственноручно могла выдавать грамоты о независимости церковного суда от княжеского. Главы христианских государств знали Тайдулу как заступницу христианской веры, прибегали я к ее помощи при разрешении конфликтов. Так, например, папа Римский Бенедикт XII писал проникновенные письма «светлейшей императрице Северной Татарии, достойнейшей государыне» Тайдуле. Об этом сообщают русские и венецианские летописи.

Особое уважение к женщинам у чингизидов зародилось от самого Чингис хана. При принятии важных решений хан советовался со своей женой Борте и матерью Оэлун. Они участвовали в государственных делах и являлись уважаемыми персонами в Монгольской империи. Такая традиция продолжилась и в Золотой Орде. Так, например, арабский учёный географ Шигабуддин аль-Умари отмечал,» что роль женщины у чингизидов была настолько велика, что нигде в мире нет тому такого примера..»

Арабский путешественник Ибн Батута  побывал во всех странах исламского мира. Он так же посетил столицу Золотой Орды Сарай- Берке в 1334 году, во время правления Узбек-хана. Он был поражён тем, что женщины наравне разговаривают со своими мужьями и не избегают мужской пол. Лица так же женщины не закрывали, как в других мусульманских странах. Действительно положение  женщин в монголо-тюркском обществе было достаточно свободным в сравнении с другими государствами.

 В одном из изречений Чингисхана о роли жены говорится следующее: «Мужчина не есть солнце, чтобы являться во всех местах людям; жена должна, когда муж займется охотой или войной, держать дом в благолепии и порядке, так что если заедет в дом гонец или гость, увидит все в порядке, и она приготовит хорошее кушанье, и гость не будет нуждаться ни в чем, непременно она доставит мужу хорошую репутацию и возвысит имя его в собраниях, подобно горе, воздымающей вершину. Хорошие мужья узнаются по хорошим женам. Если же жена будет дурна и бестолкова, без рассудка и порядка, будут от нее видны дурные качества мужа» [1 стр.4].

Что касается материнства, то оно имело сокральное значение. . В «Сокровенном сказании» приводятся такие строки:

«Смелой родилась наша мать-Учжин.

Чад своих благословенных вот как растила:

С лыковым лукошком в степь уйдет,

На варево деткам корней накопает,

Корней судун да корней кичигина.

Черемухой да луком вскормленные

Доросли до ханского величия.

Корнем чжаухасуна вспоенные

Праведной матери дети

Стали правосудными и мудрыми» [2, с. 89].

Из источников понятно, что женщина в роли жены и матери имела высокое уважение в обществе. Но всё же сохраняется патриархальное устройство общества. То есть главой семьи являлся мужчина, но за его авторитет и поддержку отвечала женщина. Положение женщины не всегда зависело от мужа. Так, например, в случае смерти мужа жена могла стать главой семейства до женитьбы старшего сына. А у чингизидов жена хана могла брать на себя обязанности регента. Когда один из сыновей становился ханом влияние на него его матери сохранялось даже при правлении.

         У зависимого населения в семейном быту так же царил патриархат. Мужчина мог иметь несколько жён. Это объясняется тяжелыми климатическими условиями кочевого образа жизни. В женские обязанности входило приготовление пищи, они занимались войлочным ремеслом, продолжением рода и воспитанием детей. В мужские же обязанности входила защита семейного очага, охота, присмотр за конскими табунами, плотницкие работы.  Но тяжёлые бытовые обязанности муж разделял с женой. Например, за изготовление деревяного каркаса юрты отвечал муж.  

Даже с принятием в Золотой Орде ислама в начале  XIV в. в обществе как среди аристократов, так и простых скотоводов общинников сохранялись отголоски тенгрианства, несмотря на высокое влияние ислама. Это объясняется сакрализацией материнства и высоким положением женщины в обществе. Так как монголы и тюрки верили в женскую силу жизни и плодородия.  Таким образом общество в Золотой Орде оставалось патриархальным, но к женщинам относились с особым уважением.

Ссылки:

1.Цыпилова Снежана Сергеевна ПОЛОЖЕНИЕ И РОЛИ МОНГОЛЬСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ (XII-XIII ВВ.)

2. Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Под названием Mongгol-un niгuča tobčiyan. Юань чао би ши. Монгольский обыденный изборник: в 3-х т. / отв. ред. А. П. Баранников; предисл. Н. Н. Поппе. М. – Л.: Изд-во: Академии наук СССР, 1941. Т. I. Введение в изучение памятника, перевод, тексты, глоссарии.

3. https://zen.yandex.ru/media/captainpaleo/polojenie-jensciny-v-zolotoi-orde-5bbca9e5839d0f00aa91b011

 Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби

Факультет истории, археологии и этнологии

Студент 3 курса, специальности 5В020300 (история) 

Елеулова А.А. 

Научный руководитель:

к.и.н., доцент Майданали З.