Преподавание профессионального русского языка историка


15.04.2023, 18:28

Известно, что одним из факторов обеспечения качества образования является его техническое оснащение. Развитие электронных ресурсов расширило возможности доступа к источникам информации, использование информационных технологий в образовательном процессе. Сети Интернет, являясь своеобразной всемирной библиотекой, предоставляют возможности доступа к информационным ресурсам практически с любой точки мира в любое время, становятся площадкой оперативного профессионального общения. На развитие исторической науки оказывал и оказывает влияние, как известно, целый ряд факторов: изменения в методологическом подходе к исследованию событий и явлений прошлого, установившееся толкование и понимание значения и актуальности тематики научных исследований, имеющаяся источниковая база и существующая методика их обработки, наличие или отсутствие подготовленных специалистов и т.д. особенностью развития исторической науки на современном этапе является сложение междисциплинарных областей знания. Междисциплинарные интеграционные процессы, затронули не только смежные науки, но и привели к информатизации научных исследований и формированию новых дисциплин. Еще в середине ХХ века американский психолог Рудольф Арнхейм, профессор психологии Гарвардского университета, специалист в области психологии визуального мышления, ввел термин «визуальное мышление», т.е. мышление посредством визуальных операций. Одна из главных причин развития подобных тенденций, заключается в очевидном факте: современный человек большую часть информации получает именно визуально[1].  Целью профессиональной деятельности историка является «воссоздание картины прошлого человечества, государств, народов и отдельных личностей в различные времена, установление причинно-следственных связей между прошедшими событиями, сохранение для потомков информации о прошлом человеческого общества», «изучение исторического наследия в целях исторических открытий, поиска уроков истории, передачи исторических знаний будущим поколениям», «устранение недостоверных данных; проведение научных экспериментов; изложение достоверных сведений о прошедшем» [2].

    Язык историка представляет собой синтез научного и художественного стилей изложения, в котором художественно-изобразительные средства являются не декоративным украшением, а органически вписываются в ткань научного повествования. Эта специфическая форма презентации научного материала обусловлена логикой мышления историка, совмещающей науку и искусство. Обращение к понятиям языка истории и исторического опыта позволило показать взаимосвязь между различными философскими, историческими, историософскими и лингвофилософскими позициями, выявив в их соотношении некоторые сущностные характеристики исторического на разных уровнях его проявления, что показывает эвристичность и актуальность поставленной проблемы и подхода к ней. Язык исторической науки чрезвычайно специфичен. В отличие от естественно-математических дисциплин она не имеет строго упорядоченной и определенной терминологии, исключающей многозначность, двусмысленность, неясность понятийного аппарата. Во-вторых, это термины и понятия, вырабатываемые в историографии для упорядочения, систематизации разнородного эмпирического материала. Наконец, в-третьих, это понятия и категории, на высоком уровне абстракции, формируемые иными социальногуманитарными науками: социологией, философией, антропологией, культурологией. Историк широко пользуется этими понятиями (государство, общество, культура, политика, классы, социальная стратификация, социальная мобильность), как правило, наполняя их конкретным содержанием [3].   

     Основу любого исторического исследования составляют источниковедческая эвристика и анализ. За последнее столетие источниковедение как наука претерпела существенные изменения: обогатилась методология, расширилась классификация источников, появились их новые типы: видео, аудио и электронные. Информационные системы не всегда могут полно и эффективно удовлетворить поисковые запросы пользователей. Еще одной серьезной проблемой является недостоверность результатов поиска или профессиональные ресурсы полностью, либо недостаточно доступны в связи с профессиональной тайной научной группы [4].  Проблема языка истории может быть исследована в самых разных аспектах: логико-методологическом (язык – метод), риторическом (автор – язык – код – читатель), поэтическом (текст – код – реальность), эстетическом (текст – форма – переживание), семиотическом (текст – код – информация), социально-психологическом (наука – язык – коллектив). Большинство из этих измерений языка истории стали предметом размышлений авторов, придерживающихся аналитической, герменевтической, структуралистской, нарратологической и онтологической методологии. Язык исторической науки богат понятиями и чрезвычайно специфичен. От состояния языка историка зависит степень научности исторической картины, адекватность наших представлений о прошлом, а также эффективность и мера их воздействия на формирование исторического сознания общества. Язык историка должен обладать емкостью, гибкостью, однозначностью и точностью. Теоретическая зрелость любой науки зависит от развития ее понятийного,  категориального аппарата.  Часто возникает проблема различных пониманий одного и того же термина ввиду его многозначности, неопределенности и относительности, в связи с чем возникает возможность их различной интерпретации. В понятиях, применяемых историками, фиксируется логика развития исторических явлений и процессов. Исходный уровень знаний предполагает базовые знания в сфере всемирной истории, истории культуры, истории религий  таких понятий, как: цивилизация,государство, общество, власть, собственность,культура, классы, социальная  стратификация, социальная мобильность [5].  

     Современное развитие технологий предлагает в ходе исследовательской работе эффективнее обращаться к специализированным базам данным, каталогам и электронным библиотекам. Мировое научное сообщество уже сейчас должно выработать единые стандарты верификации, типологизации интернет источников. Необходимо выработать принципы распознавания научной ценности интернет источников, чтобы разработать меры по их сохранению. Информационно-коммуникативное пространство сайта, совмещающее диахронический и синхронический подходы в подаче информации и в работе коммуникативных инструментов, позволяет представить понятия, схемы, концепции теории и методологии гуманитарного знания в их подлинном интеллектуальном контексте – вне дисциплинарных границ [6].  

     В целом, решение актуальных задач исторической Интернет - эвристики позволит предоставить историкам удобный информационно-поисковый инструмент для профессиональной научной и образовательной деятельности. На современном этапе развития нашего общества требования к изучению истории особенно возросли, от языка историка зависит степень научности исторической картины, адекватность наших представлений о прошлом, а также эффективность и мера их воздействия на формирование исторического сознания общества. В этой связи актуальность приобретает язык как знаковая система  - способ познания мира, специфики исторической реальности, технологий и способов ее формирования, механизмах включения исторического прошлого в решение проблем современной жизни.

 

Список источников:

  1. Щадрина Н.А. Использование электронных ресурсов в преподавании истории древнего и средневекового искусства//Историческая наука и образование в условиях современных вызовов. Казань, 2012.
  2. Краснов Ю.В. Профессия «историк» в презентации профориентационных Интернет-ресурсов// Историческая наука и образование в условиях современных вызовов. Казань, 2012.
  3. Барышникова Д. ОПЫТ И РАССКАЗ: ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ// ERFAHRUNG UND GESCHICHTE: HISTORISCHE SINN- BILDUNG IM PRANARRA TIVEN / Ed. by Th. Breyer and D. Creutz. — Berlin, N.Y.: De Gruyter, 2010.
  4. Белов Е.В. Применение информационно-поисковых систем сети Интернет в исторической науке и образовании Историческая наука и образование в условиях современных вызовов. Казань, 2012.
  5. Соколов А.К. Социальная история России новейшего времени: проблемы методологии и источниковедения. М., 2006.
  6. Недашковская Н.И. Теория и история гуманитарного знания в современной России: опыт создания нового информационного-аналитического электронного ресурса и проблемы научной коммуникации// Историческая наука и образование в условиях современных вызовов. Казань, 2012.

 

Казахский Национальный Университет им. аль-Фараби

Исторический факультет

к.и.н., доцент Майданали Зере

магистрант 1-го курса Малиновская Р. В.